
Поглотив в 1962 году компанию с многочисленными политическими связями, изготовитель оборудования «Halliburton» вошел в высшее общество. Находясь под покровительством будущего президента Линдона Джонсона (Lyndon Johnson), компания заработала огромные деньги на государственных контрактах. Как только Джонсон был избран президентом Соединенных Штатов, «Halliburton» стала первым поставщиком армии США во Вьетнаме. Она занималась той же деятельностью и в 90-е гг., когда ее руководителем был Дик Чейни (Dick Cheney). Сразу же после того, как он занял пост в Белом Доме, «Halliburton» стала главным поставщиком Иракской коалиции.
Слияние «Brown & Root» и «Halliburton» произошло в скором времени после смерти Германа Брауна (Herman Brown) в 1962 году, когда его брат Джордж возглавил компанию и решил вести переговоры. По договору, окончательно подписанному в конце 1962 года, «Halliburton» выкупила 95 % акций «Brown & Root» за 36 миллионов 750 тысяч долларов, а Джордж Браун стал членом совета правления. Если бы Эрл Халлибертон (Erle Halliburton) и Герман Браун были живы, слиянию было бы сложно состояться: первый ненавидел политическое окружение, благодаря которому поднялись Брауны, в то время как второй не желал передавать руководство своей компанией в чужие руки.
Финансовые потоки на научные цели
В 1961 году, незадолго до смерти Германа Брауна, компания «Brown & Root» занялась очень амбициозным проектом по сверхглубокому бурению скважины, которое должно было определить структуру пласта земной коры, находившегося на глубине примерно 10 км. У истоков проекта, названного «Мохол», стояли работы югославского ученого Андрея Мохоровичича (Andrija Mohorovicic), который обнаружил этот еще неисследованный слой земной коры, названной «мохо». Этим заинтересовался Национальный научный фонд «National Science Foundation». Единственное место, где толщина земной коры могла бы позволить пробурить такую скважину, находилось под глубинными водами, под океаном. Для осуществления данного проекта было необходимо развернуть на воде огромное количество различного оборудования.
«Brown & Root» предлагает свои услуги в последний момент, к большому удивлению сотрудников Национального научного фонда (National Science Foundation), так как у компании почти нет опыта по бурению скважин в открытом море и необходимого квалифицированного персонала. Расчеты «Brown & Root» к тому же составлены в соответствии с правилами маркетинга, и совсем не касаются технической стороны реализации проекта. Предложение компании в ходе предварительного рассмотрения ставят на пятое место, далеко за предложением компании «Socony Mobil», которая по оценкам комиссии « является более опытным специалистом». House Appropriations Committee, который предоставляет Национальному научному фонду средства на проект, должен вынести окончательное решение. К счастью для «Brown & Root», председателем комитета является не кто иной, как представитель Техаса Альберт Томас (Albert Thomas), член предприятия, которое пользовалось крупными финансовыми вливаниями компании, в особенности после строительства базы «Корпус Кристи». Когда он узнал, что «Brown & Root» участвовала в конкурсе, дело можно было считать решенным; предложение его благодетеля было одобрено.
Далее дело развивалось по тому же неизменному сценарию: постепенно изначальный бюджет в 15 миллионов долларов увеличился до 125 миллионов. Одним из самых яростных критиков этого проекта был молодой представитель от шт. Иллинойс, разоблачивший факт политического содействия в предоставлении контракта компании «Brown & Root», и потребовал полную приостановку проекта и, ко всему прочему, замораживание кредитов. Это был Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld). Разумеется, президент Джонсон в 1965 году попросил Сенат возобновить проект, но было уже слишком поздно. Ирония всей этой истории заключается в том, что сегодня Дональд Рамсфелд использует различные аргументы для того, чтобы защитить перед членом парламента, демократом Генри Ваксманом (Henry Waxman), выбор Пентагона: отдать компании «Brown & Root» иракские контракты.
Перед возобновлением своей деятельности за границей, «Brown & Root» оставила последний след своих политических интриг на американской земле в виде проекта аэрокосмического центра в Хьюстоне (Техас). Альберт Томас и Линдон Джонсон придержали территорию под застройку в Хьюстоне, после чего они в очередной раз вывели «Brown & Root» в лидеры конкурса по строительству Центра пилотируемых космических полетов Джонсона (Johnson Manned Spacecraft Center).
Субподрядчик вьетнамской резни
Джон Кеннеди неохотно ввязался в войну во Вьетнаме под давлением своих военных советников, вице-президента Джонсона и ЦРУ. После его убийства «Группа Suite 8F» [1], во главе с «Brown & Root», лучшим образом воспользовалась возрастающим военным присутствием во Вьетнаме, после того как Джонсон максимально раздул «инцидент в Тонкинском заливе».
После отправки сухопутных войск во Вьетнам с компанией было заключено большое количество контрактов по строительству баз, взлетных полос, портов и мостов. В 1965, год спустя после решения Джонсона о начале боевых действий, «Brown & Root» объединилась с тремя другими гигантами, занимавшимися строительством и управлением проектами (Raymond International, Morris-Knudsen и J. A. Jones), для организации одной из самых крупных в мире гражданской многопрофильной корпорации, которая получила во Вьетнаме контракты на сумму более 2 миллиардов долларов по принципу « cost-plus »(издержки плюс фиксированная прибыль – прим.перев.). В период между 1965 и 1972 гг. «Brow & Root» получила прибыль в размере 380 миллионов долларов. Как и в Ираке, для компании сроки имели более приоритетное значение, чем затраты, поэтому перерасход исчислялся сотнями миллионов. На пике своей активности в 1967 году «Brown & Root» была самым крупным работодателем во Вьетнаме, ее штат состоял из 51 тысячи человек. Компания зачастую действовала на черном рынке и была вовлечена в финансовые махинации. Газета New York Times посчитала, что из тех миллиардов, которые были потрачены во Вьетнаме, около 40 % были украдены, использованы для подкупа или просто растрачены. Управление общей бухгалтерской отчетности (General Accounting Office) провело расследование, которое пришло в 1967 году к выводу, что консорциум RMK-BRJ потратил 120 миллионов долларов в течение первых пяти лет своей деятельности во Вьетнаме. Для американских пацифистов «Brown & Root» стала символом того, как наживаются на войне, а Джордж Браун – ее идеальным воплощением. Однако, по мнению автора работы The Halliburton Agenda Дэна Брайоди (Dan Briody), Джордж Браун активно отговаривал Джонсона от того, чтобы активизировать американское участие в конфликте, но тому и дела не было до этого.
Проект « Мохол », аэрокосмическая база в Хьюстоне и война во Вьетнаме сделали «Brown & Root» самым крупным американским строительным предприятием, несмотря на его репутацию. В 1973 году умирает Линдон Джонсон, а в 1975 Джордж Браун выходит на пенсию. Таким образом, период 70-х – начало 80-х стал для компании «Brown & Root», потерявшей своего политического покровителя и государственные контракты, периодом экономического упадка.